История «Чёрной пятницы»
Это сочетание ласкает слух практически каждого, кто любит скидки, выгодные покупки и радостное предвкушение «Наконец-то эта вещь моя!». Да, сейчас «Чёрная пятница» ассоциируется исключительно с шопингом. Но ой как витиевато она к этому шла.
Долгие годы так называли 24 сентября 1869 – день, когда случился обвал золотого рынка. Как несложно догадаться, это была пятница и чёрный символизировал исключительную грусть. Поскольку грусть эта напрямую относилась к деньгам, термин взяли на вооружение для описания крупных кризисов на биржах Уолл-стрит в последующие годы.
Но ничто не вечно под луной, и на смену краху пришёл другой контекст. Так стали банально называть пятницы 13-е. Ну а распродажи, которые случайно выпадали в эти дни называли логично «Распродажами Чёрной Пятницы». Никакого смысла никто особо в это не вкладывал. Ну распродажа и распродажа, поэтому название не прижилось, а история не закончилась.
Пазл начал складываться в 1960-70х из-за Дня Благодарения. Именно после этого праздника по всей стране начинался масштабный квест «купить подарки к Рождеству». Что не оставалось незамеченным. Адовы очереди и заторы на дорогах настолько впечатляли полицейских, что как-то само собой им пришло на ум название «Чёрная пятница», потому что кошмар какие толпы. Владельцы магазинов, правда, имели другой взгляд на вещи и считали, что никакая она не чёрная, а зелёная, потому что дела шли отлично :)
К 1980 многие газеты уже привычно называли день следующий за Днём Благодарения «Чёрной пятницей». Предупреждая так о пробках, перегруженных магазинах и парковках.
Но несмотря на всё, мало кто мог сказать, почему именно такое название стало характеристикой великих распродаж.
Один из сотрудников газеты «Standard-Speaker» считал, что это из-за того, что магазины в этот день закрываются, когда на улице уже темень и чуть ли не ночь.
А в газете «Indiana Gazette» были уверены, что просто бухгалтерские книги продавцов в этот день черны записями от интенсивных продаж. Это же предположение высказали и в «New York Times» в 1996. С тех пор эта идея «пошла в народ» и привела к знакомой нам ассоциации.
Традиционно распродажи года проводят в последнюю пятницу ноября, но многие магазины и предприятия сдвигают сроки плюс-минус на день. Но совершенно точно мало кто обходит это событие стороной.
«Чёрная пятница» – время скидок, каких не было ни разу в году! Мировой ажиотаж на этой почве понятен. Благо сейчас есть онлайн-заказы и не надо выстаивать в пробках и биться за последнюю баночку крема в очередях 😅